Маркировка автозапчастей Честный знак
Опубликовано 22.08.2025.
Маркировка товаров в России постепенно становится стандартом рынка. Уже сегодня система «Честный знак» охватывает десятки категорий продукции — от обуви и одежды до молочной продукции и лекарств. Государство не скрывает, что конечная цель — полный охват товарооборота, включая автозапчасти. И хотя обязательная маркировка для этой сферы стартует только в 2026 году, игнорировать ее сейчас значит рисковать остаться неготовым к новому этапу регулирования.
Мы в Docpart работаем с интернет-магазинами автозапчастей и видим, как меняются настроения предпринимателей. Многие бизнесы уже задают вопросы о «Честном знаке», интересуются техническими аспектами, ищут решения, которые не только обеспечат соблюдение закона, но и не усложнят ежедневную работу. В этой статье мы постараемся объяснить, почему маркировка автозапчастей — это не так страшно, как кажется на первый взгляд, и каким образом наша платформа Docpart позволит клиентам пройти этот этап максимально комфортно.
Почему маркировка неизбежна
Государство стремится сделать рынок автозапчастей прозрачным. Сегодня эта сфера сильно подвержена рискам контрафакта и «серого» импорта. Подделки тормозных колодок, масел или фильтров встречаются повсеместно, а их последствия могут быть критическими для безопасности водителей и пассажиров, что в свою очередь несет ущерб репутации самих продавцов. Именно поэтому с 2026 года вводится обязательная маркировка автозапчастей.
Система «Честный знак» позволит отследить каждую деталь — от момента производства или импорта до продажи конечному потребителю. Таким образом, покупатель сможет быть уверен, что приобретает оригинальный товар, а бизнес — в том, что работает в правовом поле и защищен от недобросовестной конкуренции.
Для рынка это означает перестройку привычных процессов. Но на деле изменения касаются лишь технического сопровождения. Сам принцип торгового оборота автозапчастей остается прежним, а новые инструменты становятся лишь дополнением к уже существующей системе.
Что ждет бизнес с 2026 года
С вступлением в силу обязательной маркировки все участники рынка должны будут подключиться к системе «Честный знак» и работать с уникальными кодами Data Matrix. Каждый товар будет маркироваться заводом или импортером, и информация о его перемещении попадет в единую систему. Это коснется производителей, дистрибьюторов, оптовиков и розницы.
Звучит сложно, но на практике процесс полностью автоматизирован. Система формирует и отслеживает коды, а участники используют специализированное ПО, которое встроено в их текущие бизнес-процессы. Для интернет-магазинов автозапчастей, работающих на платформе Docpart, никаких радикальных изменений не потребуется: мы заранее предусмотрели интеграцию с «Честным знаком» и адаптировали движок для работы с маркированной продукцией.
Особенно важно подчеркнуть, что для розницы в плане нагрузки почти ничего не изменится. Процесс вывода товара из оборота будет происходить через кассовую технику (ККТ), которая уже давно применяется всеми бизнесами. То есть, фактически продажа автозапчасти в магазине или при онлайн-оформлении с выдачей чека останется привычной процедурой. Только в сам чек добавятся новые поля с указанием маркировки проданного товара. Всё.
Поддержка от Docpart
Наша задача как разработчиков CMS для интернет-магазинов автозапчастей — не просто предоставить программное решение, а сделать так, чтобы предприниматели даже не ощутили дополнительных трудностей. Поэтому мы внедряем комплексную поддержку работы с маркировкой.
Во-первых, мы готовим функционал платформы, который позволит легко загружать, хранить и использовать коды маркировки. В процессе тестирования мы ориентируемся на реальные сценарии наших клиентов: от интеграции с учетными системами до продажи через сайт.
Во-вторых, мы обеспечиваем методическую помощь. На базе нашего опыта общения с владельцами магазинов мы видим, что именно вызывает наибольшие вопросы, и заранее готовим инструкции, рекомендации и готовые решения.
В-третьих, мы сопровождаем клиентов на каждом этапе внедрения маркировки. Наши специалисты технической поддержки работают через хелпдеск, где все вопросы фиксируются и решаются в системном формате — от консультаций по регистрации в системе до автоматизации крупных процессов.
Почему это проще, чем кажется
Если взглянуть со стороны, маркировка действительно выглядит как масштабная бюрократическая реформа. Но на практике многое упрощает автоматизация. Все этапы — от генерации кода до списания товара — выполняются программным обеспечением. Участникам рынка остается лишь встроиться в эту цепочку.
Для интернет-магазинов автозапчастей на платформе Docpart внедрение маркировки будет максимально «безболезненным». CMS сама «позаботится» о правильной интеграции, а владельцу магазина не нужно будет думать о тонкостях технической реализации. Таким образом, бизнес получит готовое рабочее решение и сможет сосредоточиться на своей основной задаче — продаже автозапчастей.
Взгляд в будущее
Важно понимать: маркировка — это не временная мера, а новый стандарт торговли. Как когда-то обязательным стало использование онлайн-касс, так и работа с кодами Data Matrix станет обыденностью для всех участников рынка. Более того, в перспективе маркировка откроет новые возможности: от автоматизации логистики до аналитики цепочек поставок.
Для владельцев интернет-магазинов автозапчастей, которые сегодня выбирают платформу для своего бизнеса, критически важно учитывать этот фактор. Уже в ближайшие годы «Честный знак» станет частью повседневной работы, и наличие готового функционала в CMS станет конкурентным преимуществом. В этом плане мы, разработчики Docpart, смотрим на несколько шагов вперед и готовим решения заранее.
Итог
С 2026 года обязательная маркировка автозапчастей в системе «Честный знак» станет реальностью. Но это не должно пугать предпринимателей. Благодаря автоматизации, поддержке специалистов и готовым инструментам на платформе Docpart, процесс внедрения пройдет гладко и безболезненно.
Прозрачность рынка и защита от подделок — главные цели реформы. А задача бизнеса — вовремя адаптироваться. Мы же, как разработчики CMS Docpart, берем на себя технологическую сторону этого процесса, чтобы владельцы интернет-магазинов могли спокойно развивать свои компании и быть уверенными в будущем.
И ещё
Вкратце опишем общий принцип работы маркировки - для новичков, которые только сегодня начали изучение вопроса – для лучшего понимания, как оно работает.
В системе "Честный знак" у каждого участника есть ЛК. Система "Честный знак" знает о том, какие товары в данный момент находятся у каждого участника.
ВВОД В ОБОРОТ:
- производители покупают коды на свои произведенные товары и вводят эти товары в оборот (наклеили код и добавили товар в систему честный знак - по одному, либо пакетно файлом)
- импортеры покупают коды на свои импортированные товары и вводят эти товары в оборот (наклеили код и добавили товар в систему честный знак - по одному, либо пакетно файлом)
ОПТОВАЯ ПРОДАЖА:
Затем товар может передаваться от участника к участнику неограниченное число раз. Для этого:
- продавец формирует УПД через ЭДО-лайт, либо через своего оператора ЭДО. В УПД указывается код маркировки для товаров
- покупатель получает УПД и подписывает его со своей стороны. После этого оператор ЭДО отправит в систему маркировки этот УПД подписанный обеими сторонами. Таким образом система "Честный знак" поймет, что товар передан новому собственнику.
Вместо УПД участники могут использовать фискальный чек с указанием ИНН покупателя. Это равносильно УПД.
Чек без ИНН покупателя выводит товар из оборота (розничная продажа). Чек с ИНН покупателя НЕ выводит товар из оборота (оптовая продажа).
РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА (ВЫВОД ИЗ ОБОРОТА):
При розничной продаже товар выводится из оборота:
- в чеке указывается код маркировки
При продаже автозапчастей через сайт, которые подтянуты от API-поставщиков, когда у магазина еще нет кода маркировки, чек покупателю выдается с признаком "Предоплата", и в нем НЕ указывается код маркировки. Кстати, при оплате заказа через сайт, даже если товар уже в наличии у магазина - указывать в чеке "Предоплата" код маркировки - не правильно. При выдаче покупателю товара, ему выдается чек с признаком "Полный расчет", в котором обязательно указывается код маркировки товара.
ВОЗВРАТ В ОБОРОТ:
- через фискальный чек "Возврат прихода"
- через ЛК системы маркировки
Как видим, ничего сложного.
Новости
21.11.2025
Итоги работы платформы Docpart на PHP 8
Подтверждено стабильное и быстрое функционирование магазинов автозапчастей на PHP 8
14.11.2025
Оптимизация загрузки прайс-листов в Docpart
Платформа улучшила обработку разных прайс-листов автозапчастей от одного отправителя
07.11.2025
Подключён поставщик автозапчастей X Орион
В Docpart появился новый поставщик автозапчастей x-orion.ru, доступный через API