Рынок автозапчастей в 2022 и 2023 годах
Опубликовано 20.10.2023.
Как изменился рынок автозапчастей за последний год: структура рынка, объемы продаж, тренды. Чего ждать впереди?
Автомобильная индустрия — это непрерывно развивающийся сектор, где изменения на рынке автозапчастей играют важную роль в обеспечении надежности и эффективной эксплуатации транспортных средств. За последний год этот рынок претерпел значительные изменения, подвергшись влиянию различных факторов, включая геополитические события, производственные трудности и меняющиеся потребительские предпочтения.
В данной статье мы рассмотрим, какие трансформации произошли на рынке автозапчастей в течение 2022-2023 годов в России, а также осветим важнейшие тренды, которые ожидаются в ближайшем будущем.
Сокращение поставок оригинальных запчастей
С ростом геополитической напряженности и решением ряда ведущих автопроизводителей прекратить поставки в Россию не только автомобилей, но и оригинальных запчастей для их технического обслуживания, рынок автозапчастей столкнулся с серьезными вызовами. Эти события в значительной мере повлияли на структуру рынка, приводя к заметному снижению объемов поставок оригинальных автозапчастей и увеличению их стоимости.
Доля оригинальных автозапчастей на российском рынке в начале текущего года оценивалась примерно в тридцать процентов. Однако с обострением геополитической ситуации и решением западных автокомпаний приостановить поставки своей продукциив Россию, включая оригинальные автомобильные детали, ситуация кардинально изменилась.
Это решение многих ведущих автопроизводителей стало значительным ударом для владельцев премиальных автомобилей, таких как BMW, Mercedes-Benz, Audi, Land Rover, Porsche, Volvo и Cadillac. Эти марки были всегда известны своей акцентированной на качестве и надежности, которая обеспечивалась использованием оригинальных запасных частей во время технического обслуживание или ремонта. Владельцы автомобилей ранее имели доступ к высококлассным комплектующим, но теперь они вынуждены искать альтернативные решения.
Наряду с премиальными брендами, многие владельцы массовых автомобилей, таких как Volkswagen и Skoda, также почувствовали на себе последствия приостановки поставок оригинальных запчастей. Это привело к росту спроса на неоригинальные компоненты, которые выпускают независимые производители.
Сети официальных дилеров столкнулись с серьезными проблемами в получении оригинальных запчастей из-за логистических трудностей и решения ряда автопроизводителей приостановить свой бизнес в России. Это означает, что владельцы автомобилей этих марок, нуждающихся в ремонте или техническом обслуживании, вынуждены обращаться к альтернативным источникам для приобретения необходимых запчастей.
Президент компании Autodoc.ru Владислав Соловьев, отмечает, что владельцы автомобилей стараются найти аналоги оригинальным деталям через интернет, чтобы обеспечить безопасность и надежность своих автомобилей. В условиях, когда оригинальные запчасти становятся все более недоступными, он подчеркивает важность тщательного подхода к выбору неоригинальных комплектующих, чтобы гарантировать качество и надежность ремонта.
Сокращение поставок оригинальных запчастей в России в 2022-2023 годах ставит перед автовладельцами новые вызовы и требует более гибких решений при обслуживании автомобилей.
Что в итоге? Эта ситуация способствует развитию рынка неоригинальных запасных частей и независимых производителей, которые предлагают альтернативные решения для тех, кто стремится сохранить свой автомобиль в отличном техническом состоянии.
Как изменения на рынке запчастей влияют на дилеров и автовладельцев?
Спустя короткий период времени после начала санкционных ограничений множество производителей автомобильных запчастей(как оригинальных, так и аналогов) заявили о своем уходе с российского рынка. Эти решения оказали значительное воздействие на отрасль автомобильных запчастей. Среди основных последствий, которые повлекли за собой изменения как для рынка в целом, так и для владельцев автомобилей, можно выделить следующие ключевые факторы:
- Прекращение гарантийного технического обслуживания. Множество оригинальных производителей ушли с российского рынка, перестав выполнять свои обязательства по гарантийному техобслуживанию новых автомобилей. Это создало серьезные неудобства для автовладельцев, так как с этими изменениями гарантия транспортные средства фактически перестала действовать
- Негативное воздействие на автомобильных дилеров. Бегство с рынка иностранных брендов де-факто аннулировал огромныекапиталовложения и труд дилеров автомобилей. Недавно аналогичное событие произошло с брендом Форд, что уничтожило стабильный бизнес большого числа автодилеров. В настоящее время последствия стали очень серьезными, поскольку почти все западные автокомпании покинули российский рынок
- Стремительное увеличение цен. Продукция отсутствующих брендов, которые все еще остаются в наличии на складах продавцов в Российской Федерации, быстро подорожали, часто в два или даже три раза. При этом оставшиеся на рынке бренды решили адаптироваться к этому и тоже повысили свои цены, что в конечном итоге сказалось на кошельках потребителей
- Изменение структуры товаров. В свете чрезмерно высоких цен на остатки запчастей брендов, покинувших российский рынок, продажи товаров второго и третьего эшелонов стремительно увеличились. Потребители стали охотнее прибегать к альтернативным вариантам в поисках более доступных и бюджетных решений
- Недоступность некоторых специфических запчастей. Эта проблема затрагивает в первую очередь запчасти для новых машин, для которых пока нет аналогов, а также компоненты, которые всегда были доступны лишь в виде оригинальных деталей. Владельцам таких автомобилей приходится искать альтернативные пути поиска и приобретения запчастей, что негативно сказывается на их стоимости
Какой стала ситуация? В конечном итоге автовладельцы подстраиваются под изменчивые условия на рынке запчастей. Большинство из них теперь выбирают обслуживание в неавторизованных сервисных центрах и обычных гаражах вместо официальных дилерских автосервисов. Это приводит к тому, что запчасти все чаще покупаются в розничных магазинах.
Укрепление китайских производителей автозапчастей
Российский рынок автозапчастей переживает небывалые перемены, и китайские производители играют в этом процессе ключевую роль. Впечатляющее заслуги китайских компаний в этой отрасли составляют уже 60% от общего объема рынка автомобильных запчастей в РФ. Однако стоит подчеркнуть, что эта статистика не ограничивается только автотранспортом из КНР, так как китайские комплектующие применяются в моделях автомобилей разных мировых брендов.
Виталий Колисов, коммерческий директор фирмы "Автодок", объясняет, что производители автозапчастей из КНР активно развивали этот сегмент не только для китайского автотранспорта, но и для европейских, японских и американских марок. Таким образом, китайские компоненты используются в различных автомобилях мировых брендов, что дает возможность автовладельцам экономить на ремонте. При этом применение китайских запчастей не вызывает снижения эксплуатационных параметров автомобильной техники.
Сегодня на рынке в РФ представлены не только комплектующие под брендами производителей из КНР, но и товары, произведенные под популярными марками из иных государств с использованием китайских комплектующих. Этот факт иллюстрирует, насколько важен вклад бизнеса из КНР в мировую автомобильную индустрию.
Виталий Колисов подчеркивает, что китайские автозапчасти широко применяются в России, но главным образом это расходники, такие как масла, фильтры и иногда колодки. Спрос на эти категории товаров увеличивается, и производители из Китая оперативно реагируют на него, предоставляя доступные и качественные решения. Кроме того, эти продукты тоже доступны у иных производителей, что создает здоровую конкуренцию и стимулирует качество товаров на рынке.
Несмотря на внушительную долю китайских автозапчастей в РФ, китайские фирмы внимательно следят за изменениями в автомобильной индустрии России. Важно отметить, что автотранспорт из КНР начали продавать в большом количестве в России лишь с конца 2022 года, и, как подчеркивает Виталий Колисов, доля продаж новых китайских машин значительно выросла. Как результат: одна треть новых машин в России – китайского производства.
Однако стоит подчеркнуть, что потребность в замене комплектующих, кроме регулярных технических обслуживаний, как правило, возникает лишь после трех лет эксплуатации автомобиля. В этот момент дилеры еще не столкнулись с необходимостью активных закупок автозапчастей в таких объемах, как продажи новых транспортных средств.
В 2023 году собственникам китайских машин, которые были выпущены не более трех лет назад, по большей части требуются расходники для прохождения планового ТО. Китайские производители быстро адаптируются к рынку, предоставляя именно те товары, которые в настоящее время востребованы. Они также стремятся развивать более широкий ассортимент автозапчастей для обеспечения полного спектра потребностей владельцев автомобилей разных марок.
Важно отметить, что, в отличие от некоторых других компаний, китайские производители действуют на российском рынке более стихийно и осторожно. Они пока не спешат обеспечивать полный ассортимент запчастей и сосредотачиваются в первую очередь на продажах автомобилей. Однако их наступление на рынок автозапчастей, несомненно, будет продолжаться, и с течением времени они будут более активно развивать этот сегмент.
Китайские производители играют важную роль в изменении ландшафта российского рынка автозапчастей. Их продукция обеспечивает доступные и качественные решения для владельцев различных автомобилей, при этом конкуренция стимулирует рост качества и разнообразия товаров. В ближайшем будущем можно ожидать, что китайские компании будут продолжать укреплять свои позици и развивать ассортимент автозапчастей, обеспечивая более широкий выбор для автовладельцев.
Стабилизация рынка автозапчастей
Можно с уверенностью сказать, что рынок активно восстанавливается после серьезного потрясения, котрое произошло в начале прошлого года. Благодаря стабильным поставкам из Китая, параллельному импорту оригинальных запчастей, а также появлению новых брендов, дефицит автомобильных комплектующих сегодня отсутствует.
Вот основные причины стабилизации рынка:
- 1. Население приспособилось к изменившейся ситуации и ценам. Да, запчасти стали стоить дороже, но шок прошел.
- 2. Минфин в этом году вбросил в экономику больше ликвидности в виде кредитов и повышения объема государственных закупок.
- 3. Появилось много недорогих аналогов (в основном из Китая).
Появление новых брендов
На смену ушедшим из России премиальным брендам приходят новые производители, поэтому дефицита запчастей в 2023 году не наблюдается. По мнению экспертов, рынок заинтересован в увеличении продаж, и помочь ему в этом могут новые компании из КНР, Таиланда и иных государств.
Стабильные поставки автозапчастей из КНР и ОАЭ
Поставки запчастей из КНР и ОАЭ остаются стабильными. Автовладельцы в РФ могут без труда заказать запчасти практически на любые автомобили. Изготовители постоянно наращивают производство, чтобы удовлетворить потребности российских покупателей.
Параллельный импорт оригинальных автозапчастей
Под термином «параллельный импорт» понимают поставку товаров в Россию из-за границы без официального разрешения правообладателя. Иными словами, это процесс, при котором любой импортер может ввозить в Россию автозапчасти, такие как, например, запчасти для Мерседес-Бенц или Бош, без предварительных разрешений.
Ранее, до введения схемы параллельного импорта, осуществлять импорт продукции с запатентованными торговыми марками могли лишь фирмы, которые зарегистрированы в специальной таможенной системе ТРОИС. Для включения в ТРОИС правообладатель товарных марок должен был заключить лицензионное соглашение с определенным импортером. Однако в настоящее время для многих товарных марок автомобильных запчастей система ТРОИС позволяет импортировать товары без ограничений, и больше не требуется заключения лицензионных соглашений. Фактически система перестала действовать в отношении определенных брендов, чей список одобрен Министерством промышленности и торговли.
После того, как иностранные фирмы отказались от своих обязательств, продавцы столкнулись с нехваткой автозапчастей. Переход на замену этих брендов другими является сложной задачей и не во всех случаях возможен. В теории схема параллельного импорта предоставляет возможность решения этой проблемы, но ее реализация сопряжена с рядом сложностей из-за того, что дилер должен наладить поставки необходимых товаров из других государств. Он может приобретать эту продукцию у дилеров в иных государствах или напрямую у производителя на месте его складирования. Второй способ доступен лишь в случае, если производитель принудительно ушел с рынка РФ по политическим мотивам и согласился реализовывать свою продукцию на российском рынке.
При налаживании данных поставок импортер сталкивается с двумя основными проблемами:
- Недоступность нужных для автопарка РФ автозапчастей у дилеров в других государствах, особенно для авто, которые производились исключительно в России или имеют спецификации, уникальные для северных регионов
- Ограниченное наличие необходимых автозапчастей у дилеров в других государствах. Например, если в РФ эксплуатируется 1 миллион автомобилей Рено Логан, а на турецком рынке – только 200 тысяч таких авто, то объем запасов автозапчастей для данной модели у турецких компаний будет значительно меньше, чем потребность рынка России
- Дилер должен оплатить приобретенные запчасти. Производить оплату в «международных» валютах, таких как доллары или евро, стало гораздо сложнее с начала 2022 года. Денежные средства могут уходить и возвращаться с задержкой, и это создает неопределенность
- Приобретенные товары нужно доставить. Несмотря на то, что РФ имеет большую территорию и граничит со многими странами, настройка новых маршрутов доставки представляет собой сложную задачу. До прошлого года эти пути поставок почти не использовались, и их пропускная способность была ограниченной
Например, запчасти из Турции могут поставляться в РФ грузовым автотранспортом через Грузию. Но по этому пути можно доставить небольшой объем товаров, которые не сможет удовлетворить потребности рынка в России. До 2022 года основной объем запчастей поступал через морской порт Петербурга или через Беларусь, но эти каналы поставок почти не используются.
Прогноз по рынку автозапчастей на 2024 год
После серьезных изменений на рынке наблюдался дефицит запчастей и рост их стоимости (в моменте детали подорожали в 2-3 раза). Однако сегодня можно уверенно заявлять о стабилизации рынка автомобильных запчастей. Автовладельцы не испытывают больших трудностей с покупкой комплектующих. На рынке появляются новые бренды, поставляются запчасти из Китая, ОАЭ, других стран, налажена система параллельного импорта оригинальных деталей.
Сегодня можно смело сказать, что рынок автозапчастей устоял и никуда не рухнул. Без сомнений, возможно незначительное увеличение цен или задержки в логистике, но серьезных проблем на рынке автомобильных запчастей не предвидится (при сохранении текущего курса рубля по отношению к доллару и другим валютам). Более того, эксперты ожидают рост розничных продаж запасных частей при стабильно высоком спросе на них.
Новости
21.11.2025
Итоги работы платформы Docpart на PHP 8
Подтверждено стабильное и быстрое функционирование магазинов автозапчастей на PHP 8
14.11.2025
Оптимизация загрузки прайс-листов в Docpart
Платформа улучшила обработку разных прайс-листов автозапчастей от одного отправителя
07.11.2025
Подключён поставщик автозапчастей X Орион
В Docpart появился новый поставщик автозапчастей x-orion.ru, доступный через API