Опубликовано 15.01.2021.
В этой статье дадим описание такого фактора, как сезонность - в сфере торговли автозапчастями. На самом деле, это большая и сложная тема, которую многие не рассматривают всерьез или не берут во внимание. Однако если уделить этой теме достаточно внимания, то есть хорошие перспективы сделать заметную прибавку к объемам своих продаж.
Мы надеемся, что эта статья будет особенно полезна тем, кто делает первые шаги в этом бизнесе или уже имеет определенный опыт, но, хочет расти и совершенствоваться дальше.
Во многих сферах торговли существует такое понятие, как сезонность, т.е. зависимость спроса на те, или иные товары и услуги от времени года. Автозапчасти и другие автомобильные товары не являются исключением. Однако в каждой сфере торговли есть свои особенности, и в данной статье попытаемся раскрыть их для сферы торговли автозапчастями.
Автомобили эксплуатируются круглый год, и соответственно, круглый год требуется их техническое обслуживание и, в случае поломок – ремонт. Однако в разное время года спрос на одни автомобильные товары может снижаться, а на другие автомобильные товары наоборот – увеличиваться.
Даже не смотря на сезонность, можно оптимизировать свои закупки, и, во все времена года делать упор на наиболее востребованные товары в каждом конкретном сезоне.
Спрос на узловые автозапчасти (двигатель, подвеска, электрика, трансмиссия) обычно не зависит от времени года, хотя есть мнение, что в холодное время года детали чаще выходят из строя из-за большего перепада температур, при которых им приходится работать.
А, есть такие автомобильные товары, у которых сезонность ярко выраженная. Это, прежде всего сезонные колесные шины, спрос на которые начинает повышаться за 1-2 месяца до начала соответствующего сезона. При этом если покупатель планировал обзавестись новыми колесными дисками, то, часто такую покупку совмещают с сезонной заменой шин – это следует иметь ввиду.
Стоит также обратить внимание на расходные материалы. К примеру, щетки стеклоочистителя рекомендуется менять не реже 1 раза в 6 месяцев, но некоторые водители пренебрегают этой рекомендацией и покупают новые дворники не чаще одного раза в год, как правило, весной. В свою очередь, к примеру, моторное масло многие меняют перед зимним периодом.
Еще один немаловажный момент – это популярные праздники (23 февраля, 8 марта и т.д.). В эти периоды может расти спрос на различные подарочные наборы, инструменты, компрессоры, видео-регистраторы, радар-детекторы и другие товары, которые могут рассматриваться покупателями в качестве подарков.
Разумеется, что зависимость спроса на определенные товары от сезона может показаться некоторым не такой ярко выраженной, и что не стоит обращаться внимания на такие «мелочи». Однако, как показывает практика, в том числе и наших коллег, если проявлять интеллектуальный подход к процессу торговли учитывать, в том числе и сезонный фактор, то, можно добиться заметного результата в объеме продаж.
В этом блоке поразмышляем о том, чем следует заниматься в период снижения покупательской активности.
Традиционно, в году есть два наиболее ярко выраженных периода снижения покупательской активности в магазинах автозапчастей – это первая половина января и это обычно август. В январе многие отдыхают на новогодних праздниках, а август – это период массовых отпусков. Поэтому в эти периоды, потенциальные покупатели заняты в основном приятными и долгожданными личными делами, а все текущие задачи и в том числе ремонт автомобиля откладывают на потом.
Поэтому Вам, как владельцу автобизнеса, следует использовать эти сезонные периоды снижения покупательской активности с максимальной пользой для своего дела.
Изменения и оптимизации всех бизнес-процессов, которые Вы давно планировали, лучше всего осуществлять именно в эти периоды, поскольку любые возможные негативные эффекты от нововведений (сбои, простои, временные отключения отдельных модулей и т.д.) в период низкой активности покупателей будут выражены в менее явном виде, и Вам будет легче предпринять действия по корректировке своих нововведений.
Это в том числе касается сайта, т.е. интернет-магазина. Дорабатывать и модернизировать сайт своего интернет-магазина необходимо постоянно, в течение всего года. Это связано с тем, что сфера интернет-торговли автозапчастями динамично развивается, и, чтобы Вы сохраняли занятые позиции и увеличивали объем продаж, Вам следует постоянно держать свой интернет-магазин на шаг впереди конкурентов, не забывая о том, что они в свою очередь заняты тем же.
Но, в периоды низкой активности покупателей, можно существенно больше уделять время развитию своего интернет-магазина и всем процессами, связанным с ним. Это время, когда можно не просто заниматься повседневным обновлением цен, наличия и каталога товаров, а, можно заняться существенно более значимыми задачами. К таким задачам можно отнести, к примеру, разработку нового функционала для сайта, подключение новых поставщиков автозапчастей, обновление дизайна, подключение различных сторонних сервисов (банки, онлайн-кассы, виджеты транспортных компаний). Особое внимание следует также уделить автоматизации своей программной части, интеграции сайта с учетной программой. Все это требует времени на постановку задачи, разработку и отладку. И, как раз заниматься решением подобных задач удобнее всего в период низкой активности покупателей.
Еще одной значимой задачей в период снижения активности покупателей, как ни странно, является отдых. Не лишним будет заметить, что продавцам, владельцам автобизнеса и сотрудникам маркетинговых отделов тоже следует отдыхать. Из своего опыта общения с клиентами (владельцами автобизнесов), время от времени, возникают такие разговоры, когда отдельные клиенты могут выражать недовольство тем, что, к примеру, наша компания принципиально не работает в выходные. Бывало, что нам даже приходилось слышать от некоторых клиентов фразу: «У меня же нет выходных». С нашей точки зрения, такой поход является в корне неправильным, и, в итоге может привести к выгоранию и накоплению усталости, что неизбежно отразится на успехе бизнеса. Особенно это актуально для небольших компаний, в которых многие процессы завязаны на конкретных сотрудниках. Нужно помнить, что отдых – это необходимая часть работы и от продуманного баланса труда и отдыха зависит ее эффективность. Поэтому, сезон снижения спроса – это отличное время, в том числе и для своего собственного отдыха.
Сезонность в торговле автозапчастями и другими автомобильными товарами имеет место, как и в других областях торговли. При этом популярность одних автомобильных товаров может снижаться в одно время года и повышаться в другое. Также имеет место изменение покупательской активности. В период высокой активности покупателей следует сосредоточиться на повышении объема продаж, а в традиционные периоды низкой активности покупателей, следует работать над развитием и модернизацией своих бизнес процессов, чтобы максимально подготовленными подходить к очередному сезону высокого спроса.
Эта статья, конечно же, является только началом в исследовании такой сложной и большой темы, как влияние сезонного фактора на торговлю автозапчастями. Но, мы надеемся, что она оказалась для Вас полезной и, Вам будет над, чем подумать, прочитав эту статью.