Спрос на подключение к маркетплейсам упал на 90 процентов

Опубликовано 09.05.2025.

В 2023 году, когда маркетплейсы на российском рынке электронной коммерции переживали настоящий бум, мы, как разработчики платформы для интернет-магазинов автозапчастей Docpart, не могли игнорировать очевидный тренд: практически каждый второй клиент запрашивал функционал интеграции с крупнейшими площадками — Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет. Казалось, что выход на маркетплейсы станет обязательным этапом в стратегии любого интернет-магазина автозапчастей.

Мы оперативно отреагировали на запросы: разработали и внедрили интеграционные модули в базовую версию Docpart. Клиенты получили возможность выгружать свои каталоги, синхронизировать остатки и заказы, управлять товарными предложениями напрямую с платформы.

Однако спустя всего год ситуация изменилась кардинально. Уже летом 2024 мы начали фиксировать устойчивое снижение интереса к маркетплейсам со стороны наших клиентов, а сегодня, в 2025 году, вопрос о подключении к ним поднимается менее чем в 10% обращений. Более того, речь идет в основном об Авито — площадке с иной спецификой.

Что произошло? Почему маркетплейсы, в которые вчера активно стремились, сегодня вызывают у продавцов автозапчастей скорее осторожность, чем интерес? В этой статье мы делимся наблюдениями, собранными в результате постоянного общения с владельцами интернет-магазинов, запускаемых на базе нашей платформы.

2023: маркетплейсы как символ обязательного канала продаж

Начнем с контекста. В 2023 году большинство предпринимателей воспринимали маркетплейсы как панацею: инфраструктура готова, логистика выстроена, аудитория есть, система продвижения — под ключ. Для нового магазина, только выходящего на рынок, это выглядело привлекательно: не нужно тратить деньги на трафик, SEO, разработку сайта и настройку логистики.

Это особенно остро ощущалось в сегменте автозапчастей, где конкуренция высока, а ассортимент сложен. Возможность быстро загрузить каталог в Ozon или WB и тут же начать получать заказы казалась логичной альтернативой традиционному пути создания и продвижения собственного интернет-магазина.

Реальность, однако, несколько разошлась с ожиданиями.

Почему маркетплейсы не подошли для автозапчастей

После волны подключений начали всплывать системные проблемы, характерные именно для сегмента автозапчастей. Вот ключевые из них, которые называли наши клиенты.

1. Неприспособленность маркетплейсов к спецификам подбора запчастей

Автозапчасти — один из самых требовательных с точки зрения подбора товаров сегментов. Одна и та же деталь может иметь десятки аналогов и может подойти (или не подойти) в зависимости от VIN-кода, модификации двигателя, года выпуска и прочих параметров. В специализированных платформах, таких как Docpart, встроены интеллектуальные системы подбора и интеграции с каталогами производителей.

Маркетплейсы таким функционалом не обладают. Покупатель видит просто товарную карточку с абстрактным описанием и часто делает выбор «на глаз». В результате — массовые ошибки, заказы «не тех» запчастей и, как следствие...

2. Массовые возвраты и образование неликвида

Одна из главных «фишек» маркетплейсов — это возможность легкого возврата товара. Но если в одежде или косметике это приемлемо, то в автозапчастях оборачивается настоящей проблемой. Многие запчасти поставляются под заказ, и поставщики магазинов не всегда готовы принять товар обратно.

Итог: возвращенные товары скапливаются на складе, превращаясь в неликвид, который уже нельзя реализовать без убытков. Несколько клиентов поделились, что по итогам месяца через маркетплейс они получали 40-50% возвратов, и это при том, что возврат, как правило, не сопровождается объяснением или логикой — «не подошло» и всё.

3. Ценовые аномалии и убытки из-за алгоритмов маркетплейсов

Многие продавцы сталкивались с ситуацией, когда маркетплейс самостоятельно корректировал цены на их товары, чтобы соответствовать «среднерыночной цене» или удерживать конкурентоспособность. В теории это может увеличивать продажи, но в реальности приводило к тому, что некоторые позиции начинали продаваться в убыток. Контроль над ценовой политикой практически отсутствовал.

Добавьте к этому комиссии, сборы за логистику, хранение и продвижение — и станет очевидно, что бизнес-модель, рассчитанная на стабильную маржу, в таких условиях попросту не работает.

4. Высокая конкуренция и демпинг

Автозапчасти — популярный товар на маркетплейсах, но это же оборачивается обратной стороной: сотни продавцов предлагают одни и те же позиции, зачастую прибегая к агрессивному демпингу. Без возможности выделиться через сервис, консультацию, точный подбор и прочие преимущества своего магазина, продавцы превращаются в безликих участников ценовой гонки. Как результат — маржинальность стремится к нулю, а удовлетворенность от продаж — тоже.

2024–2025: возврат к самостоятельному развитию

Набравшись опыта работы с маркетплейсами, многие владельцы интернет-магазинов автозапчастей сделали для себя важный вывод: лучше развивать собственную торговую площадку, чем строить бизнес на чужой инфраструктуре, где ты не контролируешь ни покупателя, ни процесс возврата, ни ценообразование.

С середины 2024 года мы начали фиксировать четкий разворот в сторону инвестиций в развитие собственных интернет-магазинов. Клиенты стали больше внимания уделять:

  • SEO-продвижению собственных сайтов;
  • созданию уникального контента (описания, фото, инструкции);
  • интеграции с каталогами и VIN-подбором;
  • улучшению сервиса и лояльности клиентов.

Именно здесь наша платформа Docpart, спроектированная специально для отрасли автозапчастей, раскрывает свои преимущества: гибкая система подбора по автомобилям, интеграции с каталогами, детализированное управление остатками и заказами, — всё это позволяет владельцам магазинов обеспечивать качественный сервис и точную работу с клиентом.

А что с маркетплейсами сегодня?

В 2025 году из всей палитры маркетплейсов, в случае с автозапчастями, всё чаще звучит только один бренд — Авито. Это объясняется более «мягким» подходом платформы к продавцам, гибкой политикой публикации и отсутствием жёсткой логистической инфраструктуры, как у Ozon или WB. Многие используют Авито как дополнительный канал продаж, при этом оставаясь в первую очередь ориентированными на свой собственный интернет-магазин.

Среди клиентов Docpart наблюдается чёткий тренд: интеграция с маркетплейсами уже не рассматривается как обязательный этап развития. Это может быть дополнением, но никак не заменой.

Выводы

История с маркетплейсами — важный урок для всего рынка. Они действительно могут быть мощным каналом продаж, но не универсальным. Для узкоспециализированных категорий, требующих точности, гибкости и экспертного подхода — таких как автозапчасти — гораздо эффективнее выстраивать собственную систему продаж, контролируя всё от подбора товара до работы с клиентом.

Мы в Docpart продолжаем развивать платформу, которая помогает владельцам интернет-магазинов автозапчастей сосредоточиться на главном: точности подбора, удобстве работы, качестве сервиса. И мы рады видеть, что всё больше клиентов делают ставку именно на самостоятельное развитие — осознанно, стратегически, с прицелом на долгосрочный успех.

О платформе Docpart

Docpart — это платформа для создания интернет-магазинов автозапчастей без абонентской платы. Мы разрабатываем решения, которые позволяют предпринимателям быстро запустить магазин, подключить поставщиков, настроить подбор по VIN и начать продажи. Сотни магазинов уже работают на нашей платформе. Мы делаем всё, чтобы ваш бизнес в сфере автозапчастей был устойчивым и эффективным.

Новости

21.11.2025

Итоги работы платформы Docpart на PHP 8

Подтверждено стабильное и быстрое функционирование магазинов автозапчастей на PHP 8

14.11.2025

Оптимизация загрузки прайс-листов в Docpart

Платформа улучшила обработку разных прайс-листов автозапчастей от одного отправителя

07.11.2025

Подключён поставщик автозапчастей X Орион

В Docpart появился новый поставщик автозапчастей x-orion.ru, доступный через API