Структура рынка автозапчастей в РФ и за границей
Опубликовано 14.04.2023.
Мы занимаемся разработкой и сопровождением интернет-магазинов автозапчастей уже более 10 лет. За это время накопили настолько большой опыт в этой сфере, что переоценить его трудно. На нашем сайте приведено довольно много информации по этой теме – как по устройству рынка автозапчастей, так и по техническим вопросам, связанным с интернет-торговлей. Однако отдельной статьи, в которой было бы полное описание структуры рынка, о том, как он устроен и функционирует, ранее еще не было на нашем сайте, а были лишь отдельные темы, относящиеся к каким-то его компонентам. Тем не менее, это очень интересная тема, особенно, если сравнивать рынок автозапчастей в РФ и за границей. И, в этом статье мы разберем то, как рынок устроен у нас, и коснемся не много того, как запчасти продаются за рубежом.
Структура рынка автозапчастей
Структура рынка автозапчастей имеет иерархический вид, который можно описать следующим образом:
- заводы по производству автозапчастей
- крупно оптовые поставщики
- средне и мелкооптовые поставщики
- розничные магазины
- конечный потребитель
Заводы по производству автозапчастей
Понятно, что любые товары и тем более автозапчасти, начинаются с производства. Заводы по производству автозапчастей распределены по всему миру. На них производятся как оригинальные, так и неоригинальные запчасти.
Оригинальные автозапчасти – это те, которые производятся самим автопроизводителем, либо по его заказу и под конкретными брендами. Такие запчасти устанавливаются на новые автомобили, а также продаются для последующего техобслуживания и ремонта автомобилей. Бренды таких запчастей, как правило, совпадают с марками автомобилей, хотя и не всегда.
Неоригинальные автозапчасти – это те, которые производятся множеством сторонних производителей, и которые имеют аналогичную конструкцию и могут устанавливаться на автомобили вместо оригинальных автозапчастей. Неоригинальных брендов – тысячи, от самых дешевых до дорогих.
Как правило, оригинальные запчасти стоят дороже неоригинальных. По качеству, часто встречаются неоригинальные запчасти, которые не хуже оригинала.
Заводы обеспечивают серийное производство автозапчастей. Некоторые из них сами определяют объем партии, которую нужно выпустить в определенном промежутке времени, а другие выпускают партию автозапчастей по заказу, например, от крупно оптовой организации.
Конечный потребитель не сможет купить нужную автозапчасть напрямую у завода. Более того, даже розничный магазин не сможет этого сделать. Какие-то отдельные единичные примеры – не в счет. Это связано с особенностями работы производств, экономическими и финансовыми причинами. Заводу напрямую работать с конечными потребителями, которым, как правило, нужны не большие объемы, просто не выгодно.
Поэтому, заводы работают напрямую с крупно оптовыми поставщиками, которые либо сами заказали выпуск очередной партии запчастей нужной номенклатуры, либо могут забрать у завода сразу всю партию автозапчастей выпускаемой заводом по своей инициативе. Также заводы могут работать с множеством крупных поставщиков, каждый из которых заберет существенную часть партии и таким образом, завод сможет быстро сбыть выпущенную продукцию.
Крупно оптовые поставщики автозапчастей
Крупно оптовые поставщики автозапчастей – это компании, которые занимаются распределением автозапчастей между менее крупными организациями – средне и мелкооптовыми поставщиками и большими магазинами.
Крупно оптовые поставщики имеют большие склады и распределительные центры, основные из которых находятся в ОАЭ, Гонконге и других крупных логистических хабах. Расположение этих распределительных центров, не трудно догадаться, связано с наличием по близости крупных морских портов и авиаузлов, через которые затем можно легко отправлять грузы по всему миру своим покупателям – представителям среднего и мелкого опта.
С розничными магазинами, и, тем более с конечными потребителями, такие крупные оптовые поставщики не взаимодействуют.
Более того, такие компании, обычно специализируются на товарах определенной категории и определенного бренда. Т.е. купить у них любые запчасти не получится.
Средне и мелкооптовые поставщики автозапчастей
Средние и мелкие компании располагаются на много ближе к конечным потребителям, по сравнению с крупно оптовыми.
Это уже, как правило, не крупный бизнес. Такие организации имеют небольшие склады и причем, в разных городах. Такие поставщики, обычно не имеют конкретной специализации и продают автозапчасти по всей номенклатуре и от разных брендов – как оригинальные, так и неоригинальные.
Задача мелкого и среднего опта – наладить логистическую систему и покупая крупные партии товаров от крупно оптовых поставщиков, затем, распределять их по розничным магазинам.
Такие компании, все еще не работают, как правило, с физическими лицами, т.е. с конечным потребителем, но, уже охотно поставляют товар даже самым небольшим розничным магазинам – вплоть до частного стола заказов.
Розничные магазины автозапчастей
Это та часть иерархии рынка автозапчастей, с которой непосредственно взаимодействует конечный потребитель. К этому уровню относятся обычные розничные магазины, столы заказов и даже некоторые сетевые магазины. Штат таких компаний не большой - до нескольких человек. Не редко, владелец такого бизнеса полностью сам занимается всеми задачами: взаимодействие с клиентом, покупка товара у поставщика, бухгалтерия и т.д. Особенно, такой подход распространен в начале запуска бизнеса.
Это самая массовая часть рынка. Масштаб каждого такого предприятия, т.е. розничного магазина, не большой и поэтому это самая легкая и доступная точка входа на рынок автозапчастей, доступная практически любому желающему.
И, действительно, для запуска собственного магазина автозапчастей не требуются большие затраты. А отсутствие подробных знаний и опыта в этой сфере очень быстро заполнится с первыми шагами в работе. Некоторые делают совсем правильно, устраиваясь сначала на работу по найму, например, продавцом в магазин запчастей, набираются опыта и затем уже открывают собственное предприятие. Некоторые даже умудряются запускать свой интернет-магазин параллельно с работой по найму.
Кстати подробно о том, как открыть магазин автозапчастей в рознице, мы подробно разбирали в одной из наших предыдущих статей, доступных по ссылке. Конечно, с того времени, цены уже изменились, но, сама схема осталось прежней.
Поставка товаров в розничные магазины автозапчастей осуществляется от средне и мелкооптовых поставщиков, и, как правило – под заказ для конкретного конечного потребителя.
Конечный потребитель автозапчастей
Конечный потребитель автозапчастей – это физические лица, владеющие собственным автомобилем (все мы с вами) которым требуются время от времени запчасти для ремонта или технического обслуживания.
К конечным потребителям автозапчастей также можно отнести и предприятия, имеющие свой автопарк. Но, все-таки наиболее существенная доля – это обычные частные автовладельцы.
Подавляющее большинство представителей этой части рынка, при покупке автозапчастей, обращаются к розничным магазинам и там уже покупают необходимые запчасти.
Вывод о структуре рынка автозапчастей
Как мы видим, рынок автозапчастей имеет четкую и ярко выраженную иерархию. При этом каждая часть этой иерархии выполняет свою определенную функцию, и, все участники рынка взаимосвязаны с представителями соседнего уровня.
Как рынок автозапчастей устроен в России
Вся описанная структура рынка автозапчастей является глобальной, и, поэтому, актуальна, в том числе и для РФ.
Рынок автозапчастей в РФ, как и многие другие области торговли не плохо развит. Как известно, в России довольно продвинутые технологии продажи за счет хорошо развитого программного обеспечения на прикладном уровне. Все знают, что в РФ, к примеру, одно из лучших в мире, программное обеспечение в банковском секторе, в области бухгалтерского учета и т.д. Тому есть масса причин: сильная математическая школа, и как следствие, большое количество программистов, большое количество талантливых, инициативных и трудолюбивых людей, которые с желанием занимаются своим делом. Все знают, что программисты из России имеют мировой уровень и отлично решают свои задачи.
По этой же причине, в России довольно хорошо развиты информационные технологии и в сфере торговли автозапчастями, особенно в самых массовых прослойках – в рознице и мелком опте.
К примеру, такая штука, как проценка поставщиков автозапчастей по API, до недавнего времени, была исключительно российским явлением. Первые поставщики автозапчастей, которые стали предоставлять своим покупателям (розничным магазинам) возможность подключения к их API для проценки, появились около 15 лет назад. А массовый бум – это около 10 лет назад, когда, как грибы после дождя начали появляться сотни розничных интернет-магазинов автозапчастей, когда даже самый небольшой магазин и стол заказов получил возможность запустить свой сайт, через который его клиенты могли самостоятельно подбирать запчасти и оформлять покупку.
Такая доступность создания собственного интернет-магазина автозапчастей стала возможной за счет появления готовых платформ, в том числе и Docpart. С появлением таких платформ, затраты на создание интернет-магазина сократились в десятки раз. Теперь не нужно было все писать с нуля, а, всё было уже готово и свой интернет-магазин стало возможным запустить с 1 день.
Поставщики автозапчастей, видя, как быстро меняется рынок, стали так же массово обзаводиться собственными API, так, чтобы покрыть как можно большую часть своих потенциальных покупателей. Ведь, API – это очень удобно и, по сути, избавляет стороны от большого ручного труда.
В итоге на сегодняшний день ситуация следующая.
Подавляющее число оптовых поставщиков автозапчастей в РФ имеют свои API, через которые они транслируют свои остатки розничным магазинам.
Розничные магазины имеют собственные сайты, к которым подключены API поставщиков и таким образом, на них всегда можно смотреть текущее актуальное наличие и цены. Через такие сайты, конечные потребители самостоятельно подбирают автозапчасти, делают заказ и оплачивают в пользу розничного магазина. Розничные магазины, получая такие заказы, затем перезаказывают соответствующие товары у своих поставщиков.
Поставщики доставляют товары до розничного магазина, где в свою очередь затем эти товары выдаются конечному потребителю.
Таким образом, с помощью такой простой функции, как API, подключенному к интернет-магазину, конечному потребителю больше нет необходимости обзванивать магазины и тем более куда-то ехать, чтобы заказать нужные запчасти.
Именно так и работает большая часть рынка автозапчастей в России.
Как рынок автозапчастей устроен за границей
Для нас, признаться, было большим открытием, что оказывается на зарубежных рынках всё не так удобно, как в России. Во всяком случае, до недавнего времени, это было так. Про API проценку автозапчастей там почти не слышали.
Причем речь идет о довольно развитых рынках – Европа, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия и т.д.
Мы общались со многими иностранными коллегами на эту тему. Общего мнения, почему там до сих пор заказ запчастей предпочитают осуществлять через телефонный звонок, вместо интернет-магазина с подключенными поставщиками, пока не сложилось. Причин, скорее всего несколько, и, в разных странах, это будут разные причины.
Одна из таких причин, заключаются в том, что там рынки уже сформировались за долго до развития самих информационных технологий и при этом явно прослеживается консерватизм как продавцов, так и покупателей. Удивительно, но, в европейских странах или США, до сих пор, можно частенько встретить магазин, в котором учет ведется в Excel, и на какой-нибудь Windows из начала или середины 90-х. Просто продавец так привык, и, не видит причин что-то менять.
Другое мнение, на этот счет заключается в том, что средне и мелкооптовые компании не торопятся создавать свои API так, чтобы продавать свои товары массово розничным магазинам, а, вместо этого стремятся самостоятельно захватывать розничный рынок, открывая собственные точки продаж.
Еще одна из причин заключается в том, что автозапчасти – специфический товар, и не каждый авто владелец на западе готов самостоятельно подбирать запчасть к своему автомобилю через интернет-магазин. Ему проще обратиться в сервисный центр, где ему отремонтируют автомобиль и закажут запчасти сами, а ему останется только оплатить вообще, не вникая в суть ремонта и даже не зная о том, как выглядит, к примеру, та стойка стабилизатора, которую ему заменили. А в РФ, авто владельцы, во всяком случае, существенная их часть, привыкли самостоятельно ремонтировать свои автомобили в гаражах. А с этим и самостоятельный подбор автозапчастей вполне сочетается.
Тем не менее, зарубежных интернет-магазинов автозапчастей в привычном для нас виде хватает. И, с каждым годом их становится больше. И, имеют они такой же точно пользовательский функционал, как и у нас. Пользователь может также зайти на сайт, зарегистрироваться и поискать запчасти по артикулу. Но, как правило, остатки на такие сайты подтягиваются из собственных прайс-листов или из прайс-листов, полученных от поставщиков вручную. А такого массового подключения по API пока нет. Хотя и там участники рынка, как розница, так и мелкий опт начинают интересоваться этой возможностью.
А, иерархическая структура рынка, описанная выше – актуальна везде, для любой страны мира.
Сегодня за границей начинает постепенно развиваться такая же работа с API-взаимодействием, как и в России. Это этого никуда не деться, поскольку такой принцип работы удобен, эффективен и снимает большие временные издержки.
Появляются оптовые компании, которые запускают свои API. Появляются розничные магазины, которые охотно подключают поставщиков к своим розничным сайтам. И, постепенно эти рынки начинают использовать современные способы информационного взаимодействия.
А те, кто еще сопротивляется (консервативные продавцы или оптовики, желающие самостоятельно продавать в розницу), вынуждены будут учитывать изменения рынка, чтобы не остаться завтра за его пределами.
Вывод
Мы рассмотрели устройство глобального рынка автозапчастей, частью которого является и российский рынок. Рассмотренная нами структура является основой рынка, и, конечно же, содержит более детальное строение, что требует отдельной статьи.
Какие основные тезисы можно вынести из написанного.
Рынок иерархичен и имеет четкую структуру.
Торговля автозапчастями в РФ весьма преуспела по сравнению со многими иностранными рынками. Но и за границей постепенно перенимают наш опыт и технологии.
А, точка входа в торговлю автозапчастями, которая доступна практически любому – это открытие розничного магазина, который не требует больших вложений, и при этом позволяет новичку в этом деле начать и зарабатывать прибыль с одной стороны, и изучать этот рынок более детально с другой стороны, чтобы затем можно было переходить на новый уровень.
Новости
21.11.2025
Итоги работы платформы Docpart на PHP 8
Подтверждено стабильное и быстрое функционирование магазинов автозапчастей на PHP 8
14.11.2025
Оптимизация загрузки прайс-листов в Docpart
Платформа улучшила обработку разных прайс-листов автозапчастей от одного отправителя
07.11.2025
Подключён поставщик автозапчастей X Орион
В Docpart появился новый поставщик автозапчастей x-orion.ru, доступный через API